Мачты вилочного погрузчика

Мачты вилочного погрузчика

Без погрузчиков сложно обойтись во многих сферах – торговле, промышленности, строительстве и других. Эти машины выполняют огромный объём работы, перемещая грузы как при складировании (снизу вверх или наоборот), так и при транспортировке (например, на заводе с одного цеха в другой). Складские погрузчики позволяют устанавливать на себя различное оборудование навесного типа. Речь о щётках, ковшах, слайд-шифтерах, прижимных элементах, захватах и так далее. Погрузчики ещё до схода с заводского конвейера оснащаются вилочными захватами. Их устанавливают на мачте.
Покупка погрузчика – непростое дело. Здесь не всегда важна грузоподъёмность. Например, покупатель смотрит в первую очередь на то, в каких условиях предстоит работать технике. А также на то, с какими задачами она справится в оптимальные сроки и с минимальными расходами. Смотрят на высоту подъёма, ширину проездов между складскими помещениями, маневрирование с грузом на вилах в вагонах и фурах. Если купить погрузчик с мачтой, которая не подходит под многие условия, то он не сможет выполнять работу в полной мере. Таким образом, покупатели зря потратят деньги. 

Виды мачт погрузчиков

Они разделяются по количеству секций. На сегодня известны такие варианты, как:
1.    Двухсекционная. Она считается стандартной для обычной комплектации машины. Её востребованность объясняется более дешёвой стоимостью, если сравнивать с погрузчиками, имеющими другие виды мачт. Свободный ход мачты с двумя секциями достигает двадцати сантиметров. Как только машина подняла вилы сантиметров на пятнадцать, то начинается «рост» погрузчика — цилиндры «выталкивают» вторую секцию. Она способна поднять вилы на пятиметровую высоту. Правда, не каждая модель погрузчика на это способна. Однако есть у двухсекционного варианта и отрицательные стороны. Например, использование её невозможно в тех помещениях, где потолки не сильно превышают высоту погрузчика. Это коридоры, контейнеры, фуры и так далее. В них с двухсекционной мачтой подымать грузы невозможно.
2.    Двухсекционная, имеющая свободный ход. Если сравнивать с обычной мачтой из двух секций, то этот вариант оснащён дополнительным цилиндром. Благодаря нему каретка подымается, но при этом вторая секция не выдвигается. Свободный ход имеет максимальную высоту в полтора метра. Вилочные погрузчики с такой мачтой без проблем подымают различные грузы на высоту немногим более трёх метров. Эти машины хороши, когда надо поработать в контейнерах, фургонах. То есть в таких местах, где низко расположенный потолок не станет препятствием для подымания грузов и их опускания.
3.    Мачта с тремя секциями. Склады со стеллажами и хранящейся на них продукцией — не самый лучший вариант для работы погрузчиков. Но только не для тех, которые оснащены мачтой с тремя секциями! Ограниченного пространства они не боятся. Благодаря свободному ходу эти машины хорошо работают в помещениях, где мало места. В обычных складах торговых объектов, когда требуется расставить товар, их работа тоже не вызывает нареканий. Они свободно подымают груз на семиметровую высоту. Эти мачты можно устанавливать и на ричтраках — специальных машинах для работы в стеснённом пространстве, подымающих вилы вверх на 13.5 метров.
4.    Четырёхсекционный вариант мачты. Он встречается нечасто. Есть такие вилочные погрузчики японского производства. Изготовитель оснащает их четырёхсекционной мачтой по заказу. Они способны поднять груз максимальным весом в две с половиной тонны на восьмиметровую высоту.
Причины поломок мачт вилочных погрузчиков
Есть множество мелких недочётов, с которыми сервисные бригады успешно справляются на местах. Что касается существенных причин выхода из строя этого транспорта, то их три. И все они связаны с человеческим фактором. Две причины связаны с техобслуживанием и нагрузкой на механизмы, третья — вопросы к оператору, готовящему технику к работе. Если подробно, то иногда работники:
•    превышают допустимые нормы подъёма грузов. Наиболее неприятные поломки, которые происходят с мачтой вилочного погрузчика, имеют прямое отношение к перемещению грузов с суммарным весом, превышающим максимально возможную грузоподъёмность. Она прописана в спецификациях, составляемых производителями. В подъёмном устройстве есть слабое место. Это мачтовые ролики. Регулярные высокие нагрузки, особенно когда превышается максимально возможный вес груза, ведут к их быстрейшему износу. Если вышли из строя ролики, то грузовая рама при подъёме груза на высоту подвергается люфту. Соответственно, груз начинает раскачиваться, что увеличивает вероятность его падения со всеми вытекающими обстоятельствами;
•    не приступают своевременно к техническому обслуживанию вилочных погрузчиков в целом и мачт — в частности. Опытные работники знают, что еженедельно мачтовые крепления должны подвергаться шприцеванию (нанесению смазки под давлением). Иначе посадочное место будет постепенно разбиваться. Учитывая то, что ремонт посадочных мест — дорогостоящее «удовольствие», затраты на ремонт будут существенными. Можно прийти к критическому растяжению мачтовых цепей. Это произойдёт, если не будут проводиться на регулярной основе замеры цепей и их смазка спецсредствами. Подобные моменты ведут к обрыву. Зачастую после него товар портится при падении. Известны случаи, когда он попадал на людей;
•    водители не уделяют должного внимания безопасному вождению транспортного средства. Если погрузчик использовать без учёта правил безопасности при передвижении, то может измениться геометрия мачты. Такая поломка относится к категории серьезных, и иногда даже опытная бригада мастеров не может с ней справиться. В этой ситуации, когда починить невозможно, требуется полностью менять механизм. А это больно бьёт по кошельку. Нередко водители забывают о максимальной высоте проёма и не опускают вилы, используя при движении задний ход. В итоге при столкновении их верхней части с перекрытием меняется геометрия (особенно это чувствительно для мачт, когда погрузчик двигается на высокой скорости — удар сильнее при соприкосновении). Мачты сгибаются в дугу, а водитель может получить проблемы со здоровьем. В итоге и техника пострадала, и работник.
Процедура замены мачты погрузчика
Лучше до необходимости замены пришедшей в негодность мачты на новую не доводить. Для этого требуется проводить своевременное обслуживание, соблюдать при передвижении скоростной режим и быть внимательным при проезде с поднятыми вверх вилами.  Долгое отсутствие техобслуживания или другие нарушения ухудшают её состояние и приближают к необходимости замены. Стоит отметить, что данную работу должны проводить специалисты. Они:
•    используют механизм для подъёма грузов — ещё один погрузчик либо ричтрак. Демонтируемая мачта закрепляется на подъёмнике таким образом, чтобы потом не раскачивалась из стороны в сторону, когда её снимут;
•    откручивают имеющиеся крепления, шланги и болты. Заглушки устанавливаются в патрубки. Снятая мачта немного приподнимается и на погрузчике отъезжает назад. Профессионалы затрачивают на подобные действия от двух до трёх часов. То есть надо быть уверенным в том, что всё это время вес снимаемой мачты не окажется критическим для выбранного в помощники подъёмного механизма;
•    заранее подготавливают паллеты. На них после снятия аккуратно укладывают сломанную мачту. Когда её опускают, в зоне работ может находиться исключительно один человек — специалист, задающий траекторию укладывания. Он находится сбоку.
 Чтобы собрать потом мачту, используют эти же действия, только с обратного конца.
Покупка новой мачты — недешёвое дело. Чтобы до этого не доходило, не стоит забывать о сроках техобслуживания, а также о том, что работать на погрузчике не должны те, кто плохо знаком с правилами управления им и досконально не владеет техникой безопасности.