Назначение и характеристики дорожных фрез

Назначение и характеристики дорожных фрез

Ремонт покрытий дорожного полотна зачастую невозможен без участия дорожной фрезы — машины, срезающей асфальт. Главная её задача — снять слои покрытия (асфальтобетонного либо цементобетонного). То есть машина срезает повредившуюся часть дорожной поверхности для того чтобы потом можно было уложить новый слой асфальта.

Есть участки дорог, которые меньше подвергаются воздействию со стороны автомобилей. Но есть и те, где легковые и грузовые машины ездят практически постоянно. В результате интенсивного движения транспорта асфальтовый слой испытывает значительные нагрузки. Также негативные воздействия оказывает климат местности. Верхняя часть покрытия дороги считается наиболее уязвимой. Как только доля значительных дефектов и повреждений приблизилась к отметке в 15 процентов от площади трассы или её конкретного участка, то вся территория подвергается проведению ремонтных работ.

Цели фрезерования

Они зависят от того, какие повреждения и дефекты имеет асфальтобетонное покрытие дороги. Дорожные фрезы используют для того чтобы:
1.    Устранить колейность.
2.    Удалить наплывы, волнообразные образования.
3.    Ликвидировать мелкие выбоины, а также трещины со сколами.
4.    Убрать проломы и усадки, которые непременно появляются в ходе эксплуатации автомобильных дорог.
Дорожные фрезы используются не только при необходимости выполнить капремонт дорожного покрытия или произвести ямочную реставрацию полотна. Реконструкция или строительство новых дорог тоже не обходятся без их участия. Когда строится новая трасса, то дорожную фрезу либо её модификацию (грунтовой стабилизатор) применяют для того чтобы укрепить непрочное грунтовое основание. Когда надо создать его усовершенствованные слои, то и дорожную фрезу применяют.
Чаще всего в ходе реконструкции участка дороги с покрытием из асфальтобетона или его капремонта дорожная фреза либо её вариант «холодный ресайклер» нужны для того чтобы провести восстановление несущего слоя, который в ходе интенсивной эксплуатации был полностью разрушен или частично повреждён. В таком случае применяется в качестве метода холодная регенерация (поэтому к дорожной фрезе иногда присоединяют слово «холодная»). 

Подробнее о назначении дорожной фрезы

Помимо вышеназванных целей фрезерования, есть ещё дополнительные виды работ, где фреза незаменима. Речь о:
•    снятии разметки с дорожного полотна;
•    создании в целях улучшения безопасности полос с шумовым эффектом;
•    повышении шероховатости на асфальтобетонном покрытии;
•    нарезке швов на поверхности асфальта;
•    устройстве оснований полотна из органических минералов или щебёнки чёрного цвета;
•    стабилизации грунта.

Как выбрать необходимую модель?

При покупке надо обращать внимание на параметры технического характера:
•    ширину барабана и фрезеровки;
•    глубину для фрезерования;
•    количество резцовых элементов;
•    силу агрегата;
•    мощность, которую сообщают резцам, и силу мотора.
Определяясь с фрезой, часто обращают внимание на ширину обработанной площади в течение одной «ходки». Стандартная ширина у многих машин составляет от 300 до 2500 миллиметров. Но есть и агрегаты, в которых она равна 5800 или 6000 миллиметров. Что касается глубины вхождения в асфальт, то обычно она находится в пределах от 60 до 320 миллиметров. Но есть ситуации, когда её устанавливают на уровне 500 миллиметров. В плане рабочей скорости дорожная фреза не движется быстрее 40 метров в минуту. Однако есть агрегаты, снимающие за минуту до 95-ти погонных метров асфальтобетонного покрытия. По габаритам существуют дорожные фрезы с разной массой. Если это самоходный вариант, то разброс от единиц до 40 тонн. Вес навесных приспособлений может достигать одной тонны. Мощность моторов (для самоходного типа) не ниже 70 лошадиных сил. Встречаются они с 600 лошадиными силами.


Почему на ширину фрезерования обращают внимание чаще всего при покупке?

 Здесь важно учитывать ширину дорожного полотна и методы, которые применяются для его ремонта. Есть дороги, количество полос которых в обе стороны достигает двенадцати. Если на них выполнять полную замену верхнего слоя, то количество проходов будет большим. Для уменьшения частоты прохода, а также увеличения объёма срезаемого за один раз покрытия, покупают машины с большой шириной фрезерования. Например, две тысячи миллиметров.
Если проводится ямочный ремонт на городских дорогах (в том числе внутриквартальных — дворовых), то там предпочтительнее выглядит 500-миллиметровая фреза. Дело в том, что на таких дорогах есть канализационные люки, и срезать вокруг них асфальт или совершать обходной манёвр проще машинами с небольшой шириной захвата.   
Если дорожное покрытие заменяется полностью, то фреза врезается в него на 200 миллиметров, иногда — глубже. Она затрагивает щебёночный слой, потому что делается не только срез изношенной поверхности, но и несущего, а также связующего слоя. Чтобы сэкономить, дорожники применяют метод, позволяющий снимать лишь поверхностный слой. Он больше страдает от механического давления транспортных средств, температуры, растворителей и ультрафиолетовых лучей.
Фрезеровать асфальтобетонное покрытие от одной обочины до другой требуется не каждый раз. Большой поток машин способствует появлению на трассе колеи, глубина которой достигает 70 миллиметров. В неё попадает влага, замерзающая в холод. В таком состоянии она способствует скорейшему разрушению покрытия. Фреза проходит и снимает часть его на глубину колеи. Далее дорожники укладывают новый асфальтовый слой.
Поэтому выбор фрезы не должен основываться на общих предположениях и соображениях. К её приобретению надо подходить индивидуально, учитывая как ширину, так и другие характеристики.

Какими бывают фрезы?

Они бывают в плане агрегатирования:
•    самоходными;
•    навесными и полуприцепными (или полунавесными);
•    прицепными.
Среди самоходных встречаются варианты, «обутые» в:
•    колёса;
•    гусеницы.
У дорожных фрез прицепного, полунавесного и навесного типов тоже есть своя классификация — по приводу. Она приводится в движение:
•    двигателем машины, к которой присоединена;
•    собственным силовым агрегатом.
Фреза работает от привода:
•    механического;
•    гидравлического
Есть классификации фрез по устройству барабанов, назначению и применяемых резцов. Они бывают микрофрезерными, стабилизирующими, профилирующими, чистовыми, черновыми, стандартного типа, а также специальными.

Об устройстве


У дорожных фрез есть вспомогательные и основные элементы:
•    рабочий механизм в виде барабана (непосредственно фреза);
•    рама либо шасси;
•    привод и элементы управления.
Фреза является выполненным из стали барабаном, оснащённым сменными резцами (с наконечниками из твёрдых сплавов) и держателями резцов. Их расположение напоминает спираль. Каждый резец перекрывает друг друга, чтобы асфальтобетонное покрытие снималось полностью, не оставались неснятые части. Расположение фрезы — на раме либо в промежутке между колёсами шасси (или гусеницами). Вращение — до 300 оборотов в минуту. Чтобы материал не разлетался в разные стороны, есть специальный кожух.
В некоторых моделях присутствует транспортёр. Он погружает куски снятого асфальтобетона в кузов автомобиля. Материал подаётся на транспортёр с помощью погрузочных механизмов. 

Для чего нужен срезанный асфальт?

Асфальтобетонное покрытие после среза фрезой — хороший вспомогательный строительный материал. Его используют для подсыпки оврагов, заполнения выбоин, колей и ям на «грунтовках». Также срезанный асфальт смешивают со щебнем и формируют подготовительный пласт для того чтобы на нём в итоге появилось новое покрытие.
Крупные куски измельчают в крошку. С их помощью делают рециклинговый асфальт на специализированных предприятиях. Они помогают сэкономить на производстве новой асфальтобетонной продукции, занимая в ней как вторсырьё от 30-ти до 75-ти процентов.