Трактор используют в различных отраслях народного хозяйства: коммунальных хозяйствах, лесничествах, на стройках и полигонах. Представить без трактора сельскохозяйственную ниву невозможно. Но эксплуатация машины чревата поломками и неисправностями.
Неисправности в тракторе могут быть следствием ряда причин. В их числе – износ деталей, коррозия, несоблюдение эксплуатационных правил, некачественные запчасти и другое. Ремонт трактора назрел, если:
• руль не слушается на поворотах;
• рабочий ритм нарушают толчки и стуки;
• передача заедает;
• подтекает масло;
• буксует сцепление;
• коробка передач перегревается;
• рулевое колесо вращается туго
При появлении перечисленных «симптомов» не всегда следует транспортировать трактор в мастерскую, многие неисправности трактористы устраняют собственноручно.
ТРАКТОР РЕМОНТИРУЮТ НА ДОРОГЕ И В ПОЛЕ
Раньше тракторы не были оснащены электроникой. Простейшее электрооборудование на машине трактористы ремонтировали сами. Часто поломка случалась в поле или по дороге. В период весенних и осенних полевых работ дорога каждая минута. Ремонт производили на месте.
В полевых условиях трактористы умели:
1. Поменять многие узлы и детали;
2. Наладить сцепление или механизм поворота;
3. Заменить прокладку на блоке головки;
4. Отрегулировать газораспределение в двигателе;
5. Заменить клапан;
6. Установить резиновые кольца и уплотнители;
7. Поменять топливный насос и температурные датчики
И это далеко не полный перечень неисправностей, устранявшихся на рабочем месте. В мастерскую трактор отправляли, когда требовался серьёзный ремонт. Машины 70-х до сих пор используются в личных хозяйствах, а секреты бывалых трактористов хранят и используют нынешние механизаторы.
Нестандартные подсказки специалистов времён Союза иногда помогают поставить в строй самый безнадёжный трактор.
Во все времена сельского мужика выручала смекалка. Мастерство самородков из глубинки воспето в литературе. Все мы помним сваренную из топора кашу и подкованную блоху. Талантливые самоучки-трактористы сродни литературным героям.
Технические проблемы трактористы могут решить:
1. С помощью топора и чурки
В багаже бывалого тракториста, кроме основного набора инструментов, обязательно присутствует топор. Древнейшее орудие труда приходит на помощь в самых неожиданных случаях.
Топор – незаменимый помощник, когда у трактора отломалось переднее колесо. Главное, чтобы поблизости были древесные заросли. Вырубить чурку – дело нескольких минут.
Понадобится немного усилий, чтобы деталь, изготовленную таким способом, поставить между рукавом балансира и упором полурамы. Трактор выровняется, продолжив движение на трёх колёсах.
Случается: на гусеничном тракторе выходят из строя катки. Чурки из дерева на непродолжительное время заменят их.
Дерево и топор помогут, если трактор застрял на ухабистой размытой дороге. Выручить коллегу, не угодив самому в грязевый плен, сможет тракторист на другой машине. Помощнику потребуется деревянная жердь, к ней прикрепляется трос. Рывок, другой и – увязший трактор на свободе.
Трактористы утверждают: деревянные клинышки и распорки в разболтанные соединения или тяги старого трактора на несколько лет продлевают жизнь машине.
2. Используя солярку вместо масла
В гидросистеме трактора должно обязательно присутствовать масло «веретёнка». Из-за неисправности гидроцилиндров или лопнувшего шланга масло может вытечь. На этот случай у трактористов есть нестандартное решение.
Вместо «веретёнки» заливают солярку из бака. Мера временная, она замедлит работу гидросистемы, зато восстановит функциональность трактора.
3. ШАРМАНКОЙ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕЙ ПООДШИПНИК
Один тракторист описывает, как с помощью шарманки ему удалось «завести» заклинивший в дороге выжимной подшипник.
Проблема возникла поздним вечером на осенней дороге. Появился запах каленого железа, а затем посыпались искры из кожуха сцепления. Тракторист заглушил двигатель, снял часть пола в кабине и через отверстие набросал снега в лючок кожуха. Снег тут же растаял.
Водитель вспомнил о нагнетателе масла, несколько раз качнул насос, облил выжимной подшипник. Работоспособность детали удалось восстановить. Тракторист запустил двигатель, включил скорость и смог продолжить путь. До дома добирался с остановками, постоянно поливая подшипник из шарманки.
На следующий день в мастерской выяснилось: у подшипника разрушился сепаратор, шарики сбежались в кучу.
4. С ПОМОЩЬЮ ВЕРЁВКИ
Обрыв ремня вентилятора – поломка незначительная. Однако любая неисправность чревата неприятностями для трактора. В конкретном случае при отсутствии запасного ремня его заменит обрывок капроновой верёвки или сыромятный ремень, предназначенный для запуска пускача.
5. ДЕТАЛЯМИ СОБСТВЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Нестандартными решениями удивляли в машинотракторных мастерских. Вот несколько примеров.
Опорные катки на гусеничных тракторах быстро изнашивались. Запчасти стоили дорого, а деньги на селе всегда считать умели. Местные трактористы и механики взялись сами восстанавливать опорные катки и ведущие звёздочки.
Задача не из лёгких. Сначала катки для трактора обваривали вокруг железом. При сборе каретки на одной оси размещали катки одинакового диаметра. Излишки металла убирали на токарном станке.
Реставрировать ведущие звёздочки удавалось наложением сварных швов на изношенные поверхности. Делали несколько слоёв. Для операции требовалось много электродов.
Электроды изготавливали в мастерской из проволоки. Её резали на ровные куски, опускали в жидкое стекло и смесь порошка из алюминиевых стружек с добавлением песка. Для просушки изделие раскладывали на стеллажах.
Самодельные электроды обходились в разы дешевле, чем заводские.
Не уступали самоделки заводским и по качеству. Бывалые трактористы утверждают: они служили дольше, чем приобретённые.
Не проблема для сельских мастеров – восстановление тормозных и фрикционных барабанов для трактора, когда новых нет на складе. Операцию проводят с помощью подручных материалов.
Берётся обрезок трубы нужного диаметра. Нарезаются требуемой ширины кольца. Окружность барабанов освобождают от лишнего металла. Кольца разогревают докрасна в кузнечном горне и надевают на барабаны. После остывания деталь в токарном цехе подгоняют по размеру.
Провести экстренный ремонт собственными руками для тракториста-профессионала мало. Настоящие мастера ищут и находят способы усовершенствования устаревшей техники. Тюнинг (доработка трактора) под собственные нужды в домашних условиях существенно экономит средства.
Приведём пример усовершенствования трактора Т-25 одним из владельцев. К услугам автосервиса тракторист не обращался. Ему удалось оснастить трактор прицепным навесным оборудованием, картофелекопалкой и культиватором.
Своим опытом сельский Кулибин делится в интернете. Вот как тракторист изготовил картофелекопалку.
Раму агрегата выполнил из листов металла, соединил сваркой. В раме просверлил отверстия, через которые закрепил установленный на неё кожух элеватора.
При креплении использовал болты, позволяющие менять угол наклона элеватора и лемеха. Лемех выполнил из толстой легированной стали, он напоминает ковш с закруглёнными углами, соединяется с элеватором.
Привод сделал с помощью шестерён, ступиц и валов. Сборка осуществлял по доступной схеме. Барабан для очистки изготовил из двух цепей, которые нанизал на стальные штыри и скрепил листовым металлом. Механизм приводится в действие валом.
Нестандартными решениями легко модернизируют современные тракторы для более эффективной работы. Очень популярны, например, установка газовых баллонов в тракторы с дизельным топливом или установка «полугусеничного хода» для повышения проходимости и многое другое.